«Древний Египет — колыбель всей нашей цивилизации»: А. Емельянов и П. Мунтиев о совместной выставки «Среди гор и песков»
С 22 марта по 11 апреля в «Галереи Искусств на ул. Ломоносова» проходит выставка Александра Емельянова и Павла Мунтиева «Среди гор и песков», посвященная образам Востока в творчестве художников.
Мы поговорили с авторами о выставке и об увлечении Востоком и узнали много интересного.

Почему именно Восток?

Александр Емельянов: Увлечение Востоком у меня началось с самого детства — я сильно впечатлился такими книгами, как «Граф Монте-Кристо» и «Тысяча и одна ночь». Чуть позже, уже в школе, к нам приходила читать лекции женщина-путешественница, и она рассказывала про свои поездки по тайге, среди которых больший интерес у меня вызвал ее рассказ про Среднюю Азию. Сразу захотелось там побывать.
Это отложилось в моей голове, и лет так с 18 я стал путешествовать и смог свои глазами увидеть то, о чем читал и что видел на картинах в музеях — пестрые краски, яркое солнце.
Павел Мунтиев: У меня похожая история. Интерес к Востоку появился с детства, со временем то угасал, то возрастал, пока окончательно не закрепился. Я ходил в художественную школу, там помимо прочего преподавали Историю искусств, а тут уж без Древнего Египта никуда.
Моими первыми работами в университете (я как раз тогда учился у Александра) также были навеяны Египтом — это была Маска фараона и Кольцо со сфинксом. После окончания университета появилась возможность путешествовать. До Египта я не так давно добрался, всего два года назад, а вот в Европе старался посетить каждый музей, где представлены коллекции Древнеегипетского искусства.
Несколько лет назад я влюбился в Армению. Это уникальная страна, не похожая ни на Кавказ, ни на что другое некая смесь темпераментных горцев с демократичными европейцами. Но даже в других странах можно поймать «восточную» волну: например, на Сицилии очень чувствуется арабское влияние даже в архитектуре христианских церквей.
Мусульманская гробница на фоне Хомсу (А. Емельянов)
Мусульманская гробница на фоне Хомсу (А. Емельянов)

Если говорить о Египте, то какой вам больше импонирует: Древний и Средневековый?

А. Е.: Есть такая точка зрения, она не нами придумана, что колыбель всей нашей европейской цивилизации — это Древний Египет. Какой аспект жизни европейской культуры не взять, он рано или поздно приведет к Египетской цивилизации, ведь она существовала дольше всех других. И ее вклад в мировую культуру, особенно в европейскую, неоценим.
Даже Древняя Персия подражала Египту после завоевания, даже они смогли проникнуться культурой. И если взять Средневековый Восток, будет много черт, передающих мироощущение египтян. Более того, современные жители Египта на 90% являются потомками древних египтян. Даже быт остался прежним: только машины ездят туда-сюда, а так — все те же базары, люди, которые у дома на скамеечке курят кальян, и, кажется, что ты попадаешь в другой мир.
П. М.: Саша больше рассказывает про быт, а если говорить про архитектурные памятники, то там очень много эстетики. И скульптура, и живопись Египта очень сильно отличается от того, что нас, художников, окружает в учебных заведениях. Это совершенно иной взгляд, отличный от всего, что мы видим на выставках современного искусства, что, на мой взгляд, очень интересно. Если говорить о Египте, то меня больше привлекает Древний Египет — он наиболее близок к совершенным формам.
А. Е.: В Древнем Египте аналитическое искусство — они рисуют не то, что видят, а то, что есть. Могут нарисовать изображение, которое будет видно с нескольких точек одновременно. Они изображают суть вещей.
Рамессеум (А. Емельянов)
Рамессеум (А. Емельянов)

А помимо Египта какие страны вы отражаете в своих работах?

П.М.: Армения, Израиль, юг Европы (Испания, Италия). Например, Персия, Иран меня привлекают, но я там не был, но при этом у меня есть работа, посвященная Ирану.
А. Е.: Сложно выделить какие-то страны, ведь у нас собирательная выставка, не хотелось акцентироваться на чем-то конкретном. У меня, например, представлена очень большая серия про город Стамбул, который вобрал в себя разные черты Востока и Запада.
На самом деле, в мире Средневековой Европы именно арабские страны были лидерами. Когда европейцы жили практически в шалашах, арабы уже построили канализацию, пользовались различными средствами связи. Они сохранили античную философию, которая была практически утрачена в Европе. Так что ограничиться одной страной очень сложно.
Над Амбердским ущельем (П. Мунтиев)
Над Амбердским ущельем (П. Мунтиев)

Как вы сами оцениваете те работы, которые были написаны до поездки страну, и работы, которые были написаны после?

П.М.: Это совершенно разные вещи. Работы, написанные до поездки это просто образы вещей, в которых я пытался переработать взгляд древних египтян и передать суть памятника, менял фон, свет на свое усмотрение.
После поездки в Египет я, конечно, увидел живых людей, улицу, архитектуру — все то, что я не видел здесь, в Европе. После хотелось все полученные впечатления перенести в работу. К тому же, есть картины, написанные уже после путешествия здесь, в России, поэтому сложно провести черту. Просто в разное время вдохновляешься разными вещами: иногда — путешествиями, иногда — книгами и картинками из Интернета.

Картинки в Интернете — это одно, а побывать там — другое, не так ли?

П. М.: Конечно, с этим никто не спорит. Я думаю, что работы отличаются мотивом изображения, а также тем, что после поездки добавляются новые ощущения, например, можешь почувствовать панораму, запах, вонь на базаре, которую сложно почувствовать через монитор.
Тунис. Крепость в Монастире (А. Емельянов)
Тунис. Крепость в Монастире (А. Емельянов)

Насколько художник может существовать без путешествий?

П. М.: А что, человеку делать не писать или что? У человека вообще всю жизнь может не быть возможности уехать. Например, многие советские ученые, специализирующиеся на арабских странах, были невыездными, и при этом совершали удивительные открытия. Это просто окошко в мир, в котором тебе хорошо, интересно, ты можешь зайти туда и создать что-то прекрасное.
А. Е.: Мы ведь не делаем репортаж, а передаем собственное восприятие Востока. Я свои первые работы, посвященные Востоку, начал писать задолго до своих поездок. Брал черно-белые фотографии и рисовал, как бы я это видел. У меня была серия, посвященная Средней Азии, Исфахану. И когда я наконец туда приехал, то понял, что уже видел все своими глазами задолго до поездки.

У вас проходит совместная выставка. Как давно вы дружите?

П.М.: Изначально Саша был моим преподавателем в университете, куда я поступил в 2004 году. Сколько ты там проработал?
А. Е.: Третий год.
П. М.: Совсем чуть-чуть. У нас были точки соприкосновения и тогда, когда я учился, а когда я пришел туда работать, общих тем стало еще больше. И вот, наконец, появилась идея организовать совместную выставку.
Я давно заметил, что многие художники ездят на пленер или путешествуют самостоятельно. Новые места впечатляют художников, они делают зарисовки, но это краткосрочное впечатление. Мы занимаемся Востоком довольно длительное время и, так сказать, на постоянной основе. Эта тема перманентно присутствует в нашем творчестве. Мы делаем и другие работы: Александр пишет про Петербург, я — про родную Карелию, но мы всегда возвращаемся к этой теме.
А.Е.: Когда Павел стал работать в университете, у нас стало больше точек соприкосновения У нас нет такой дружбы с постоянными созвонами, мы, например, вместе ни разу не путешествовали. Но у нас очень много пересечений на работе. Павел помогает мне делать рамы для работ. Сложился творческий союз.

Посмотреть выставку вживую вы можете до 11 апреля 2021 года по адресу: ул. Ломоносова, 1/28.